Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


4. Концепция Российского фонда защиты прав потребителей

Российский фонд защиты прав потребителей концентрирует свое внимание на профилактической деятельности по соблюдению прав потребителей и обеспечивает это путем предотвращения нарушений прав потребителя посредством "ТРЁХ ПРО": ПРОфилактика через ПРОдвижение лучших производителей и ПРОсвещение граждан в вопросах защиты прав потребителей.

Профилактика нарушений является главным содержанием работы Фонда по защите прав потребителей. Деятельность Российского фонда защиты прав потребителей выходит за рамки узкого понимания потребительских проблем. Комплекс мероприятий Фонда включает три важнейшие составляющие:

1. активную пропаганду идеологии честного предпринимательства, уважающего и сохраняющего права потребителей;
2. информационную и просветительскую работу, консультирование и оказание практической помощи и потребителям, и предпринимателям в разрешении конфликтных ситуаций;
3. создание инфраструктуры развития широкого потребительского движения, строительство общественных Центров Потребителей в Российской Федерации.

4.1. Активная пропаганда идеологии предпринимательства, ориентированной на потребителя, проводится Фондом различными способами

К принципам, обеспечивающим предупредительное регулирование взаимовыгодных отношений производителей и потребителей, используемым Фондом, относятся следующие:
  • оказание кредита доверия производителям товаров (работ, услуг);
  • выявление и пропаганда стандартов поведения лучших производителей;
  • использование метода примера, достойного подражания, удерживающего предпринимателей от действий, нарушающих права потребителей;
  • гласность, точная и положительная информация о лучших производителях – став достоянием общественности, стимулирует производителя к совершенствованию своей работы и более тщательному контролю за соблюдением прав потребителей.
Российский фонд защиты прав потребителей исходит из того, что предприятие, активно функционирующее на потребительском рынке, заинтересовано в повышении своего престижа и готово поддерживать этот престиж, внимательно следя за качеством, безопасностью и другими потребительскими свойствами производимых товаров (работ, услуг).

Особое место в профилактике нарушений прав потребителей занимают проводимые Фондом смотры предприятий: "Лучшие в России", "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье". Целью смотров является мобилизация производителей (продавцов, исполнителей) на высокое качество товаров (работ, услуг) и внимательное отношение к потребителю. Участником Смотра может стать любое предприятие, индивидуальный предприниматель, предоставляющий свои товары (работы, услуги) потребителю и сознательно ориентированный на цивилизованный рынок, уважающий потребителя и его права.

Ожидаемым результатом этих мер является то, что предприятия, получившие статус лучших, добровольно возлагают на себя обязательство соответствовать высокому стандарту, воздерживаться от неправильных действий, исполнять Закон "О защите прав потребителей" предупредительным порядком. Участникам смотра "Лучшие в России", "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье" публично в торжественной обстановке вручаются свидетельства установленного образца и ценные подарочные комплекты.

Фонд поддерживает и продвигает предприятия, получившие высокий статус "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье" в различных средствах массовой информации.

Особую роль в продвижении к потребителю лучших производителей товаров (работ, услуг) призвано сыграть издание СМИ "Платиновые страницы" Российского фонда защиты прав потребителей.

Преследуя цели формирования цивилизованного рынка и приближения лучших производителей к потребителю, Фонд публикует в своем издании достоверную информацию о предприятиях, организациях и индивидуальных предпринимателях.

Массовость аудитории, на которую рассчитано СМИ "Платиновые страницы", достигает 5 млн. жителей Москвы и Подмосковья. Каждая семья получит экземпляр печатной версии "Платиновых страниц" через почтовые отделения. Кроме этого, каждый желающий сможет узнать о лучших предприятиях потребительского рынка из электронной версии СМИ "Платиновые страницы" через средства Internet.

В комплекс мероприятий по профилактике нарушений прав потребителей входит также выставочная деятельность, подразумевающая содействие Российского фонда защиты прав потребителей организаторам различных специализированных выставок товаров (работ, услуг). На выставках проводятся мероприятия пропагандистско-разъяснительного характера, ориентированные на различные слои производителей и потребителей. Потребительская общественность привлекается к участию в общественно-экспертных советах по выявлению лучших товаров и услуг, представленных на выставках. В ходе выставочной программы предполагается проведение семинаров и круглых столов для участников выставки и посетителей по актуальным проблемам защиты прав потребителей.

4.2. Информационная и просветительская деятельность Фонда

На потребительском рынке профессионал-продавец чувствует себя увереннее, чем потребитель. Одно из главных преимуществ продавца состоит в том, что он владеет информацией. Под информацией подразумевается не случайный набор сведений, а некоторое вполне конкретное сообщение, предназначенное для определенных потребителей. Потребитель испытывает постоянный дефицит необходимой информации.

Просветительская деятельность Российского фонда защиты прав потребителей заключается в том, чтобы организовать широкое и доступное всем слоям потребителей информирование населения о правах потребителей и о механизмах реализации этих прав. Для этого предполагается наладить систему проведения потребительских конференций, семинаров, круглых столов, лекций, бесед, консультаций на актуальные темы: "Правила розничной торговли", "Что необходимо знать, покупая продукты питания", "Соблюдение прав потребителей как составляющий фактор успеха" и многие другие.

Прежде всего, речь идет о том, чтобы обеспечить усвоение потребителями общих положений взаимоотношений потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя), приобрести навыки работы с законом "О защите прав потребителей" и нормативными актами, сформировать знания в области прав потребителей при покупке товаров, изучить механизм защиты прав потребителей. Важно повысить качество знаний в области прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг, сформировать навыки решения проблемных вопросов, возникающих при взаимодействии потребителя с исполнителем (изготовителем), привить навыки к самостоятельному оперативному использованию норм, регулирующих отношения между производителями, исполнителями, продавцами и потребителями.

Фонд рассматривает обучение граждан вопросам защиты прав потребителей как формирование психологии человека, ориентированного на жизнь в рыночной экономике. Речь идет не просто о распространении правовых знаний, а о выработке соответствующего мировоззрения.

4.3. Строительство общественных Центров Потребителей

Для обеспечения широкой панорамы работы Российского фонда защиты прав потребителей с населением Российской Федерации необходимо создание сети общественных зданий, располагающих учебными аудиториями, помещениями для проведения конференций, круглых столов, занятий, клубов по интересам и других мероприятий.

Целесообразно приблизить к потребителю практические возможности реализации его прав. В этих Центрах могут размещаться организации, обеспечивающие защиту прав потребителей, а именно: центры независимой экспертизы, юридические консультации, отделения Мосторгинспекции, консультационные пункты.

Вся инфраструктура Центра максимально соответствует интересам разнообразных социальных и демографических слоев потребителей: от vip-персон до социально незащищенных слоев населения. Работа с каждой категорией населения имеет свои методы и особенности, что учитывается при составлении программы работы Центров. В зависимости от месторасположения здания Центра варьируется организация внутреннего пространства, что будет учитываться при составлении проектной документации.

Следующий пункт программы
Содержание программы





Hosted by uCoz