Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги) (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона.

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ)

4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

(Пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ)

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

Пункт 4 предыдущей редакции с 21 декабря 1999 года считается пунктом 6 настоящей редакции - Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ):

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими средствами или третьими лицами;
расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

КОММЕНТАРИЙ

На практике, больше всего конфликтов между потребителем и исполнителем, возникает в связи с обнаружением недостатков в работе или услуге. Под недостатком закон понимает несоответствие работы или услуги:

- обязательным требованиям, установленным нормативными актами,
- условиям договора;
- целям, для которых работа такого рода обычно используется,
- целям, о которых исполнитель был поставлен в известность при заключении договора,
- образцу или описанию, если договор заключался по образцу или описанию.

Для того, чтобы признать работу (услугу) выполненной с недостатками, достаточно одного из вышеуказанных критериев (см. подробно гл.1 комментария).

При обнаружении недостатков в выполненной работе (услуге) потребитель имеет право по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Предъявляя требование о безвозмездном устранении недостатков, изготовлении другой вещи или повторном выполнении работы, потребитель практически всегда сталкивается с нарушением сроков исполнения договора. Действительно, если при принятии работы (т.е. в момент окончания срока договора) выяснилось, что в ней имеются недостатки и потребитель заявляет требование об их устранении, завершение работы в первоначально оговоренные сроки невозможно. Поэтому закон специально оговаривает, что предъявление требований о безвозмездном устранении недостатков, изготовлении другой вещи из однородного материала, либо повторное выполнении работы не лишают потребителя права требовать выплаты неустойки за просрочку выполнения работы. Например, Виктория заключила договор на ремонт мебельного гарнитура. Срок ремонт был оговорен 20 дней. В момент принятия работы Виктория обнаружила ряд недостатков и потребовала переделать обивку на диване и креслах. Мастер сообщил, что для данной работы необходимо не менее 10 дней. При получении заказа Виктория имеет право предъявить требование о выплате неустойки, за просрочку исполнения договора за 10 дней.

В отличие от купли-продажи, потребитель может предъявить требование о расторжении договора и возмещении убытков в следующих случаях:

- если в согласованный сторонами срок недостатки не были устранены исполнителем;
- если потребителем обнаружены существенные недостатки в работе (услуге) либо иные существенные отступления от договора.
Существенным недостатком работы (услуги) является неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, либо недостаток, который проявляется вновь после устранения или другие подобные недостатки (см. гл.1 комментария).

В соответствии со ст.450 ГК РФ существенным отступлением от договора является нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. К примеру, заключая договор на оказание образовательных услуг, потребитель рассчитывал на получение диплома государственного образца, однако, к моменту окончания обучения, у института закончился срок аккредитации и студентам был выдан негосударственный диплом. В этом случае, потребитель вправе требовать расторжения договора (несмотря на то, что обязательства по обучению институтом выполнены в полном объеме) и возмещения убытков, причиненных нарушением договора (например, оплаты обучения экстерном в государственном ВУЗе).

Как правило, недостатки в работе можно обнаружить непосредственно при принятии работы, а недостатки в услуге - в процессе ее оказания. Поэтому по общему правилу, потребитель может предъявить претензии, связанные с недостатками в работе (услуге) при ее принятии или в процессе выполнения работы (оказания услуги).

Иногда, при принятии работы (оказании услуги) недостатки обнаружить невозможно, они выявляются лишь в процессе эксплуатации вещи, изготовленной исполнителем. В этом случае, тоже существует возможность обращения к исполнителю.

Потребитель вправе предъявить исполнителю требования, связанные с обнаружением недостатков в работе (услуге), если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока, установленного исполнителем. При отсутствии гарантии потребитель вправе предъявить исполнителю претензии, если недостатки обнаружены в разумные сроки, но в пределах двух лет с момента принятия работы (услуги), либо пяти лет в отношении недостатков в строении и другом недвижимом имуществе.

Так же, как и при продаже товаров, закон ставит бремя доказывания причины возникновения недостатков в зависимость от наличия или отсутствия гарантийного срока. Если недостатки обнаружены в пределах гарантийного срока, то бремя доказывания возлагается на исполнителя. Он освобождается от ответственности, если докажет, одновременно два обстоятельства:

- недостаток возник после передачи результатов работы (услуги) потребителю;
- причиной недостатка является нарушение правил использования результатов работы (услуги), вина третьих лиц, либо обстоятельства непреодолимой силы.
Если же недостатки обнаружены в работе (услуге) на которые срок гарантии не установлен, либо после истечения гарантийного срока, но в пределах двух (пяти) лет с момента принятия работы (услуги), то бремя доказывания возлагается на потребителя. Ему придется доказать, что недостаток возник до передачи результатов работы (услуги) потребителю либо по причинам, возникшим до этого момента.

Как и при продаже товаров, исполнитель несет ответственность за результат выполненной работы (оказанной услуги) в течение установленного срока службы, а если такой срок не установлен, то в течение десяти лет, с момента принятия работы (услуги). Если в указанный период в работе (услуге) были обнаружены существенные недостатки, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении обнаруженных недостатков. Требование потребителя должно быть исполнено в течение 20 дней с момента предъявления. При нарушении этого срока, а также в случае, если недостаток является неустранимым, потребитель может предъявить одно из следующих требований:

- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
- расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Бремя доказывания причины возникновения существенного недостатка в этот период возлагается на потребителя.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz