Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 21. Замена товара ненадлежащего качества

1. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

При отсутствии у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, должны заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии у продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со ст.18 Закона "О защите прав потребителей" при обнаружении недостатка в товаре потребитель вправе предъявить требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула).

При реализации этого права следует учитывать некоторые особенности:

- требование о замене сложно-технического или дорогостоящего товара может быть предъявлено только в случае, если обнаруженный недостаток является существенным;

- при обращении к изготовителю товара (или организации, выполняющей его функции на основании договора) потребитель не может требовать замены товара на такой же товар другой марки;

- требование о замене товара на товар другой марки (модели, артикула) предполагает замену на такой же товар. Т.е. при обнаружении недостатка в холодильнике потребитель не вправе требовать замены холодильника на телевизор. Требование потребителя о замене товара должно быть удовлетворено в семидневный срок с момента предъявления, а при необходимости проверки качества товара - в течение двадцати дней. Все сроки в гражданском законодательстве начинают исчисляться на следующий день после наступления события, которым определено начало срока (ст.191 ГК РФ). Т.е. если потребитель обратился в магазин с требованием о замене товара 1 сентября, то его требование должно быть удовлетворено до 8 сентября (включительно), а при необходимости проверки качества - до 21 сентября. Ответственность продавца за нарушение срока наступит соответственно с 9 или 22 сентября. Проверка качества товара производится с целью установления причины возникновения недостатка (см. комментарий к ст.18 Закона). В том случае, если причина недостатка уже установлена (например, на момент предъявления требования о замене потребитель уже обращался в сервисную организацию продавца (изготовителя) и получил заключение о причине недостатка), продавец не вправе растягивать замену товара на 20 дней.

Если необходимый для выполнения требования потребителя товар отсутствует в день его обращения, товар должен быть заменен в течении 1 месяца. Факт отсутствия товара для замены в день обращения потребителя должен доказываться продавцом, изготовителем или организациями, выполняющими их функции на основании договора.

Для районов Крайнего Севера и других регионов сезонного завоза товаров требование потребителя подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, но только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя. В остальных случаях применяются общие сроки.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. Согласно п.2 ст.21 Закона при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz