Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ). *18.1.3)

Абзац исключен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. *18.5.1)

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. *18.5.3)

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) или выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организации расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. (Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ)

6. Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. (Пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ) 

Пункт 6 предыдущей редакции с 21 декабря 1999 года считается пунктом 7 настоящей редакции - Федеральный закон от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются и за счет продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны возместить расходы потребителю, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

КОММЕНТАРИЙ

Прежде всего, следует определить, как Закон трактует понятие "ненадлежащее качество". Закон не дает прямо определение этого понятия, приводя лишь формулировки таких понятий как "недостаток" и "существенный недостаток". Очевидно, законодатель подразумевает, что товар "ненадлежащего качества" - это товар, имеющий "недостаток" или "существенный недостаток".

Как мы уже говорили, недостаток - это "несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора или целям, для которых товар такого рода обычно используется, либо целям, о которых потребитель поставил в известность продавца, при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товаров по образцам. Таким образом, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков.

Несоответствие товара обязательным требованиям и целевому назначению может быть установлено независимой товарной экспертизой. Несоответствие товара условиям договора, также можно установить с помощью экспертов, а если несоответствие очевидно, в проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора, либо целей, о которых потребитель известил продавца при покупке. Ситуация, когда условия договора купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель не лишен возможности доказывать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были согласованы при его заключении, на это прямо указывает ст. 493 ГК РФ.

Существенный недостаток - это неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, либо выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после устранения или другие подобные недостатки. Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленный признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар - имеющим существенный недостаток. Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения факта повторного появления недостатка достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также подтверждения возникновения недостатка вновь.

Хотя Закон не обязывает потребителя ремонтировать товар, экспертным заключением может быть установлено, что недостаток устранять бесполезно, так как он появится вновь. Обычно это происходит из-за несовершенства всей конструкции товара, технологии его изготовления. Воспользоваться правами, предусмотренными ст.18 Закона потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке. Например, потребителю продан холодильник, на корпусе которого есть царапина, о чем потребителю было известно при покупке. В период гарантийного срока обнаружен дефект реле холода. Поскольку возникший дефект не связан с недостатком о котором стороны договорились при заключении договора, потребитель сможет обратиться к продавцу (изготовителю) с претензией.

Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи.

Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Из этого правила есть 3 исключения.

1 исключение. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их устранение третьими лицами, в также о соразмерном уменьшении покупной цены и расторжении договора. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 575 от 13 мая 1997г. В него вошли:

- Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
- Мотоциклы, мотороллеры;
- Снегоходы;
- Катера, яхты, лодочные моторы;
- Холодильники и морозильники;
- Стиральные машины автоматические;
- Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
- Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы;

К сожалению, понятие "дорогостоящий товар" в законодательстве отсутствует. Исходя из разного уровня обеспеченности в обществе, вопрос о том, является ли товар дорогостоящим должен решаться применительно не к товару, а к потребителю. Действительно, жизненный уровень граждан значительно различается и потому, сумма, которую один потребитель расходует ежедневно, для другой семьи представляет собой месячный доход. Поэтому при возникновении спора о том является ли товар дорогостоящим, решение будет принимать суд.

2 исключение. При обнаружении недостатков в товарах, свойства которых не позволяют устранить эти недостатки (например, прокисшее молоко), потребитель вправе предъявлять по своему выбору требования: о замене товара, уменьшении покупной цены, либо расторжении договора (п.4 ст.18 Закона). Эти требования потребитель вправе предъявить только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности. Например, купленные консервы, срок хранения которых 6 месяцев, хранились в течение 3-х месяцев. Открыв их, потребитель обнаружил, что консервы испортились. Так как срок годности еще не прошел, потребитель может предъявить претензии.

3 исключение. Если требования предъявляются не продавцу, а изготовителю товара, то потребитель вправе требовать безвозмездного устранения недостатков или замены товара на аналогичный. Вместо предъявления этих требований потребитель может вернуть товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Одной из новелл данной редакции Закона, вызвавшей широкие обсуждения, стала норма п.4 ст.18 Закона в силу которой отсутствие у потребителя товарного или кассового чека, подтверждающего факт или условия покупки не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Данное положение Закона не означает, что отныне магазин не должен выдавать чеки на продаваемые товары. Покупка, по-прежнему, должна оформляться надлежащим образом, да и законодательство о контрольно-кассовых машинах никто не отменял.

В то же время, у многих возникает опасение в том, что потребители получат возможность для злоупотреблений, т.е. будут возвращать в магазине товары, приобретенные на рынках. На наш взгляд, опасения неосновательны. В случае, если у потребителя нет чека (либо иного документа), продавец вправе требовать иных доказательств приобретения товара в этом магазине. Это может быть гарантийный талон, сопроводительная документация на товар, со штампом магазина о продаже, либо иные документы. Отсутствие гарантийного талона во многих случаях лишает потребителя права предъявить какие-либо претензии. В том случае, если никаких документов не представлено, либо представленные документы не вызывают доверия, а у продавца имеются обоснованные сомнения в том, что товар приобретен в данном магазине можно перенести спор на разрешение судебных органов. При этом, основанием к отказу в добровольном удовлетворении требований потребителя является не отсутствие чека, а наличие обоснованных сомнений в том, что товар приобретен именно в этом магазине и именно в те даты, на которых настаивает покупатель. В суде покупатель должен доказать факт приобретения товара в указанный день в магазине ответчика, а продавец должен представить доказательства, опровергающие доводы истца. Рассчитывать только на свидетельские показания неверно, поскольку суд, с учетом конкретных обстоятельств, вправе признать свидетелей заинтересованными в исходе дела и критически подойти к оценке их показаний. Кроме того, не следует забывать, что свидетели несут ответственность за правдивость своих показаний и если в судебном заседании их показания будут опровергнуты, суд вправе направить материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности за лжесвидетельство.

Законом определен механизм реализации требований потребителей, связанных с обнаружением недостатков в товаре. Этот механизм включает три этапа взаимоотношений.

Этап 1

Обнаружив недостаток, потребитель должен поставить продавца или изготовителя в известность об этом. Такое извещение лучше произвести письменно, для того, чтобы избежать последующих споров о дате обнаружения недостатка. Продавец обязан принять товар у потребителя и удовлетворить его требование, если не сомневается в его обоснованности. Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, уже на данном этапе следует правильно оформить отношения между потребителем и продавцом (изготовителем). Передавая товар продавцу, необходимо составить акт, в котором указать, кто и когда принял товар для проверки качества. Кроме того, следует описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (номера, если есть), указать, в чем выражается обнаруженный дефект, а также оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений. Однако, не всегда причина возникновения недостатка очевидна. Поэтому закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. В законе не содержится требования о том, чтобы проверка качества производилась независимыми специалистами. Поэтому продавец (изготовитель) вправе провести такую проверку силами своих сотрудников, либо представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с продавцом. Потребитель вправе присутствовать при такой проверке качества товара. Если потребитель по каким-то причинам не может присутствовать лично, он может поручить кому-либо из родственников (знакомых) присутствовать при проведении проверки. Кроме того, потребитель вправе пригласить независимого специалиста, который будет наблюдать за ходом проверки. Полномочия представителей (специалиста) должны быть удостоверены доверенностью. Не допустить их к участию в проверке продавец (изготовитель) не имеет права. Факт проведения проверки качества товара должен отражаться в акте проверки, который подписывают все присутствующие при проверке лица. Потребитель (его представитель) вправе указать в акте на допущенные нарушения и (или) выразить свое несогласие с выводами проверки.

Этап 2

Довольно часто специалисты продавца (изготовителя) предвзято относятся к проведению проверки и устанавливают вину покупателя даже в тех случаях, когда она явно отсутствует. Поэтому если после проверки качества товара, между сторонами возник спор о причинах недостатка, продавец (изготовитель) обязаны провести экспертизу товара. К сожалению, до сих пор в России отсутствует специальное законодательство об экспертизе. Поэтому, определяя понятие "экспертиза" следует руководствоваться общими принципами процессуального законодательства. Лицо (или организация) проводящие экспертизу должны быть независимы от сторон и не заинтересованы в исходе экспертизы. Только тогда заключение эксперта будет объективным. Деятельность по проведению экспертизы не подлежит лицензированию (за исключением нескольких сфер: оценка и аудит). Экспертом может быть любой гражданин, обладающий специальными познаниями в той сфере, в которой проводится экспертиза.

Экспертиза проводится за счет продавца, однако, в том случае, если в ходе экспертизы будет установлено, что недостаток возник по обстоятельствам, за которые продавец не отвечает, потребитель обязан возместить расходы, понесенные в связи с проведением экспертизы, в том числе расходы на транспортировку и хранение товара. На практике, взыскать с потребителя расходы на проведение экспертизы довольно сложно. Чтобы разрешить эту проблему некоторые фирмы предлагают потребителям в счет обеспечения обязательств внести стоимость экспертизы в депозит нотариуса, оставить их в банковской ячейке, либо иным способом обеспечить возможность компенсации продавцу расходов на проведение экспертизы. Такое соглашение не противоречит законодательству, однако, оно должно заключаться на добровольной основе. Продавец не вправе отказать в проведении экспертизы лишь на том основании, что потребитель не желает произвести ее оплату до получения результата.

Несмотря на то, что в законе отсутствует прямое указание на право потребителя присутствовать при проведении экспертизы, в целях обеспечения объективности исследования и для достижения равенства сторон, никто не вправе запретить потребителю (его представителю) участвовать в экспертизе, организованной продавцом. Нарушение этого права может послужить основанием для обжалования заключения эксперта.

Этап 3

Если потребитель не согласен с заключением экспертизы, он вправе обжаловать это заключение в судебном порядке. О судебном способе защиты нарушенных прав мы расскажем более подробно в следующих разделах комментария. Сейчас же хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности, связанные с экспертизой.

Очень часто потребители самостоятельно проводят экспертизу товаров до обращения к продавцу и с этим заключением обращаются сразу в судебные органы. Это оправдано в тех случаях, когда потребитель сомневается в том, что недостатки носят производственный характер и хочет убедиться в этом до обращения к продавцу. В этом случае надо понимать, что продавец вправе отказаться от оплаты проведенной Вами экспертизы, а также от выплаты неустойки и компенсации морального вреда, поскольку был лишен возможности разрешить конфликт без обращения в судебные органы.

После передачи спора на разрешение суда, надо быть готовым к назначению судебной экспертизы. Это не означает, что проведенная до суда экспертиза не будет учитываться. Заключение будет принято судом в качестве письменного доказательства по делу и будет оцениваться наряду с другими доказательствами.

Назначая судебную экспертизу, суд обязан выслушать мнение сторон о кандидатуре экспертов, а также получить от сторон круг вопросов, на которые, по их мнению, должен ответить эксперт. О назначении экспертизы выносится определение, которое может быть обжаловано заинтересованной стороной в вышестоящий суд в течение десяти дней с момента вынесения. Оплата экспертизы, как правило, производится стороной заявившей ходатайство о проведении экспертизы. Если экспертиза назначена по инициативе суда, оплата может быть возложена на стороны в равных долях. С учетом конкретных обстоятельств суд вправе освободить одну из сторон (обе стороны) от оплаты экспертизы. В этом случае оплачивать работу эксперта будет государство. На период проведения экспертизы производство по делу приостанавливается. Эксперту направляются все материалы дела. Кроме того, суд может истребовать ряд документов от сторон. В случае, если одна из сторон препятствует проведению экспертизы (например, отказывается явиться для освидетельствования, либо скрывает документы), провести экспертизу без содействия этой стороны невозможно, суд вправе признать факт для выяснения которого экспертиза была назначена установленным или опровергнутым. Например, потребитель заявил требование о расторжении договора купли-продажи автомобиля, в связи с имеющимися в нем недостатками, однако, представить автомобиль на экспертизу отказывается. В этом случае суд вправе вынести решение исходя из того, что недостатки в автомобиле не обнаружены.

Как уже упоминалось, потребитель вправе предъявить требования как продавцу, так и изготовителю товара. п.6 ст.18 устанавливает пределы ответственности продавца и изготовителя и определяет бремя доказывания причины возникновения недостатков. Критерием такого разграничения является наличие или отсутствие гарантийного срока на товар.

Гарантийный срок - это период, в течение которого продавец (изготовитель) принимают на себя повышенные обязательства перед потребителем. Установление гарантийного срока и определение его продолжительности - это право изготовителя и продавца, а не его обязанность. Поэтому встречаются товары, срок гарантии на которые составляет 2-3 дня.

Если на товар установлен гарантийный срок, то продавец (изготовитель) несут ответственность перед потребителем за возникшие в товаре недостатки, если не докажут, что эти недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил эксплуатации, хранения, транспортировки, вследствие вины третьих лиц или непреодолимой силы. Если же гарантийный срок на товар не установлен, то уже на потребителя возлагается обязанность доказывать, что недостаток возник до получения потребителем товара (либо по причинам, возникшим до этого момента).

Рассмотрим пример:

Виктор и Сергей приобрели автомобили. Срок гарантии - 5 месяцев. Через два месяца Виктор, а через 6 месяцев Сергей обнаружили дефекты лакокрасочного покрытия автомобиля. Не добившись удовлетворения своих претензий в добровольном порядке, оба были вынуждены обратиться в суд. Поскольку срок гарантии у Виктора еще не закончился, доказывать причину возникновения недостатка должен продавец, а вот Сергею, придется самому доказывать, что причиной нарушения покрытия автомобиля является нарушение технологии покраски на заводе.

Кроме распределения бремени доказывания, закон устанавливает и обязанности сторон по доставке товара для замены, ремонта, уценки или возврата. В соответствии с п.7 ст.18 доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более пяти килограмм продавцу (изготовителю) и возврат их потребителю после ремонта или замены осуществляется силами продавца (изготовителя) и за его счет. Из данной нормы закона следует, что данное требование распространяется на любые крупногабаритные товары независимо от их веса и на товары, вес которых превышает 5 кг., независимо от их размера.

При отказе продавца от доставки товара, а также при отсутствии продавца (изготовителя) в месте нахождения потребителя, доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара. На практике данная формулировка вызывала многочисленные споры. Чтобы избежать конфликтов, следует обратить внимание на три момента.

1. Прежде чем доставлять товар своими силами потребителю следует зафиксировать факт уклонения продавца от исполнения обязанности по доставке. Это можно сделать получив от продавца письмо с просьбой доставить товар на экспертизу (замену), отправив в магазин письмо с требованием доставить товар в определенный срок и т.п.

2. Чтобы потребовать компенсации расходов на доставку товара, эти расходы должны быть подтверждены документально. Таким документом является квитанция, выданная таксистом, договор на доставку, заключенный с частным водителем, квитанция, подтверждающая оплату пересылки (перевозки) товара и т.п.

3. Закон обязывает продавца возместить потребителю расходы, связанные с доставкой товара, а не с проездом потребителя к месту нахождения магазина (изготовителя). Поэтому, если потребитель проживает в Хабаровске, а приобрел товар в Москве, он может требовать только компенсации затрат на доставку товара (самолетом, поездом или по почте).

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz