Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

1. Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с пунктом 7 статьи 5 настоящего Закона, требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение указанного гарантийного срока, предъявляются продавцу.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

2. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

Для сезонных товаров (обувь, одежда и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

Абзац исключен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ.

Срок годности определяется периодом времени, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого товар пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара, установленным стандартами.

3. Гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие, независимо от истечения гарантийного срока на основной товар.

4. Сроки, указанные в настоящей статье, доводятся до сведения потребителя в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

6. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона, или вернуть товар изготовителю в соответствии с пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона и потребовать возврата уплаченной суммы (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

КОММЕНТАРИЙ

Закон ставит реализацию права потребителя на предъявление претензий по качеству товара в зависимость от момента обнаружения недостатков в товаре. По общему правилу, требования по поводу недостатков товара потребитель вправе предъявить, если недостатки товара обнаружены в течение гарантийных сроков или сроков годности, установленных изготовителем. Как мы уже говорили, гарантийные сроки устанавливаются изготовителем, как правило, на сложно-технические товары, а сроки годности - на медикаменты, косметику или продукты питания.

Гарантийный срок может устанавливаться не только изготовителем, но и продавцом товара. Если недостатки товара обнаружены в период действия гарантийного срока продавца, то требования, связанные с обнаружением недостатков потребитель вправе предъявить только продавцу.

Если срок гарантии на товар не установлен, потребитель вправе предъявить претензии к качеству товара, если недостатки обнаружены в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю. Например, потребителем приобретен велосипед, гарантийный срок на который не установлен. При возникновении дефекта, потребитель сможет предъявить претензии в отношении недостатков велосипеда, обнаруженных в течение двух лет с момента покупки.

В случае, если срок гарантии установлен, но составляет менее двух лет, то потребителю предоставляется право предъявить претензии в отношении недостатков, обнаруженных в двухлетний период. Различие состоит лишь в бремени доказывания причины возникновения недостатка. Так, при обнаружении недостатка в период гарантийного срока обязанность доказать причину возникновения дефекта, лежит на продавце (изготовителе), если же недостаток обнаружен по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет с момента покупки, бремя доказывания возлагается на потребителя. Бытует мнение, о том, что потребитель должен заявить о своих претензиях в течение гарантийного срока (или двухлетнего срока). В противном случае он лишается права обращаться с такими требованиями. Это мнение ошибочно. Требование законодательства относится к моменту обнаружения недостатка, а не к моменту обращения за защитой своих прав. Рассмотрим ситуацию. Светлана приобрела видеокамеру, на которую был установлен срок гарантии - 1 год. Через 7 месяцев, когда Светлана была в командировке, видеокамера сломалась. Светлана обратилась в мастерскую в том городе в котором она находилась, однако, из-за отсутствия деталей камеру не отремонтировали. Через 15 месяцев после приобретения камеры Светлана обратилась в магазин с требованием о расторжении договора, а получив отказ - в суд. В заявлении указала, что недостаток был обнаружен в течение гарантийного срока. Светлана смогла подтвердить момент обнаружения недостатка квитанцией из мастерской. Удовлетворяя ее требования, суд указал на то, что законодательством установлен срок для защиты нарушенного права (срок исковой давности), продолжительность которого 3 года. Поскольку иск был заявлен Светланой в течение трех лет, а недостатки обнаружены в течение сроков установленных в законе, ее требования были удовлетворены.

П.2 ст.19 устанавливает порядок исчисления гарантийных сроков, сроков службы и сроков годности. Информация об этих сроках должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договора купли-продажи (подробнее см. комментарий к ст.10 настоящего Закона). По общему правилу срок гарантии исчисляется с момента передачи товара потребителю. Из этого правила есть несколько исключений:

- если дату передачи товара установить невозможно, то срок гарантии исчисляется с момента изготовления товара;

- для сезонных товаров срок гарантии исчисляется с момента наступления соответствующего сезона. Дата начала и окончания сезона определяется законодательством субъектов Российской Федерации с учетом климатических условий. При приобретении сезонных товаров следует помнить, что момент начала сезона определяется исходя из места нахождения покупателя, а не продавца. Кроме того, Закон определяет дату начала течения гарантийного срока и не устанавливает возможности прерывания этого срока. Так, 12-месячный срок гарантии на шубу, приобретенную 15 июня, начинает исчисляться с 1 октября (начало зимнего сезона в месте, где проживает потребитель) и заканчивается 30 сентября следующего года (т.е. не прерывается на летний период);

- при продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня реальной доставки товара потребителю;

- если потребитель лишен возможности пользоваться товаром вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (например, если товар нужно подключить, либо требуется специальная установка или сборка, а также если отсутствуют необходимые для использования товара детали, информация или в товаре обнаружен недостаток), срок гарантии исчисляется с момента прекращения обстоятельств, препятствующих использованию товара по назначению. Только в случае, когда день устранения препятствий в пользовании установить невозможно, срок гарантии исчисляется с момента заключения договора купли-продажи.

Срок гарантии может устанавливаться как на товар в целом, так и на отдельные детали, входящие в его состав (комплектующие изделия, составляющие части, расходные материалы).

Составляющая часть - это деталь, которая не может быть использована самостоятельно, но без которой изделие не может использоваться по назначению (например, кинескоп в телевизоре, дисковод и т.п.).

Комплектующее изделие - товар, обладающий самостоятельными потребительскими свойствами и реализуемый в комплекте с основным товаром (пульт к телевизору, зарядное устройство к телефону и т.п.).

Начало течения гарантийных сроков на комплектующие изделия и составляющие части определяется в том же порядке, что и на основной товар. По общему правилу, срок гарантии на составляющие части и комплектующие изделия считается равным сроку гарантии на основное изделие. Если установленный изготовителем срок гарантии меньше срока на основное изделие, потребитель сможет предъявить претензии в связи с недостатками, если они обнаружены в пределах срока на основное изделие. В то же время, изготовитель вправе установить на комплектующие изделия и составные части срок большей продолжительности, чем на основное изделие. В этом случае потребитель сможет предъявить претензии при обнаружении недостатка в течение срока, установленного изготовителем, независимо от истечения срока гарантии на основной товар. Например, на приобретенный потребителем телевизор установлен срок гарантии 1 год. На его составляющую часть - кинескоп - 2 года, а на пульт - шесть месяцев. Исходя из положений законодательства, потребитель вправе предъявить претензии к качеству телевизора и пульта, если недостатки обнаружены в течение одного года, а в отношении кинескопа - при выявлении недостатков в двухлетний срок. Следует отметить, что после истечения срока гарантии на основной товар объектом претензий будет не телевизор, а кинескоп, т.е. потребитель вправе потребовать устранения недостатка в кинескопе, замены или выплаты его стоимости и т.д.

Расходные материалы - товары, срок службы которых зависит от интенсивности использования (например, картриджи, батарейки, автомобильное масло и т.п.). На расходные материалы срок гарантии по общему правилу не распространяется. В то же время, продавец или изготовитель вправе устанавливать самостоятельную гарантию и на эти изделия. На практике, такое случается при проведении продавцом (изготовителем) рекламных акций.

В отличие от гарантийного срока, срок годности не связан с моментом начала использования товара. Это период времени, в течение которого товар можно использовать по назначению. Учитывая специфику товаров, на которые устанавливается срок годности, он определяется либо периодом времени (например, "годен в течение 36 часов с момента изготовления"), либо датой после наступления которой товар становится непригодным к употреблению (например, "годен до 12.01.00"). Если основным критерием в установлении срока службы и срока гарантии на товар является конкурентоспособность товара, то установление срока годности связано только с обеспечением безопасности потребителей. Продолжительность срока годности должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара, установленным законодательством.

Не секрет, что многие товары, честно отработав в течение гарантийного срока, выходят из строя на следующий день после окончания гарантии. Ремонт таких изделий обходится недешево. Довольно часто причины таких поломок кроются в нарушении технологии производства. п.6 ст.19 Закона закрепляет дополнительные гарантии защиты интересов потребителей в подобных ситуациях. При обнаружении в товаре существенного недостатка после истечения двухлетнего срока с момента передачи товара потребителю, потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков товара. При предъявлении такого требования надо учитывать, что:

- требование может быть предъявлено только изготовителю товара;
- требование может быть предъявлено в течение срока службы, а если он не установлен, то в течение десяти лет с момента передачи товара потребителю;
- потребитель обязан доказать, что недостаток возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;
- никаких других требований кроме безвозмездного устранения недостатка предъявить нельзя.

Если предъявленное с соблюдением вышеуказанных условий требование потребителя не удовлетворено в течение двадцати дней с момента обращения, либо в случае, когда недостаток товара является неустранимым, потребитель может потребовать замены товара на товар такой же марки (модели, артикула), либо возвратить товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz