Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


1. Основные понятия, используемые в Программе Российского фонда защиты прав потребителей

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Определение понятия "потребитель" чрезвычайно важно для четкого понимания правового поля, на котором действует Российский фонд защиты прав потребителей. Объектом защиты прав потребителей оказывается гражданин, имеющий права на потребительском рынке.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей:
  • право на безопасность товара;
  • право на информацию;
  • право на выбор товара;
  • право на выражение своих интересов;
  • право на удовлетворение основных потребностей;
  • право на возмещение ущерба;
  • право на потребительское образование;
  • право на здоровую окружающую среду.
При этом важно отметить, что каждый человек является потребителем, но выступает в этой роли не всегда. Потребителем он становится в момент приобретения товаров (работ, услуг) только для личных нужд. Организация, приобретающая на рынке товары для производственных нужд, не является в рамках защиты прав потребителей, потребителем. Интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.п.). Потребитель – гражданин вынужден защищать свои права самостоятельно. Именно для защиты его прав создан Российский фонд защиты прав потребителей.

Потребителем является не только гражданин, который приобрел товар (работу, услугу), но и тот, кто собирается это сделать. Если человек обратился к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, он уже стал потребителем и обладает определенными правами.

Потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (работу, услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (работой, услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручен этот товар (работа, услуга) в качестве подарка, станет его потребителем.

Потребителю на рынке противостоит продавец, т.е. тот, кто предлагает свои товары и услуги.

Продавец – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли- продажи.

Исполнитель – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.

Товары, а также работы, услуги, оказываемые покупателю, должны обладать определенным качеством в соответствии с государственным стандартом, санитарными нормами и правилами и другими документами, строительными нормами и правилами и другими документами, устанавливающими требования к качеству товаров, работ, услуг.

Товар, который продавец передает покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 Гражданского кодекса РФ.

Товары, выполненные работы и услуги не только не должны содержать недостатки, но и обязаны быть безопасными. Безопасность предполагает отсутствие недопустимого риска, связанного с причинение вреда для жизни, здоровья, имущества потребителя, вреда окружающей среде при обычных условиях транспортирования, хранения, использования и утилизации товара и результата выполненной работы (услуги).

Потребитель и продавец (изготовитель, исполнитель) существуют на рынке, неразрывно друг от друга. Продавцы на рынке конкурируют между собой. Цель каждого из них – привлечь как можно больше потребителей. Однако рынок не гарантирует потребителю, что он приобретет товар именно того качества, какого хотел бы; что услуга, на которую он рассчитывал, окажется выполненной качественно и в срок. Соблюдение интересов потребителя зависит от производителей (насколько они соблюдают права потребителей) и от самих потребителей, от того, как потребители грамотно отстаивают свои права. Постепенно на рынке складываются обычаи и привычки, которые не позволяют ущемлять права потребителя. Когда потребитель не может заставить продавца внимательно относиться к своим интересам, на помощь приходит закон.

Закон РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Права потребителя являются частью прав человека и гражданина и закреплены в ст. 2 Конституции Российской Федерации, Гражданским кодексом и законами РФ.

Следующий пункт программы
Содержание программы





Hosted by uCoz