Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

КОММЕНТАРИЙ

Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Представьте, не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, в Находке или в Саранске. Невозможно даже направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.

Именно поэтому часть функций по защите интересов потребителей Закон "О защите прав потребителей" возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом, даже самом маленьком, населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей.

Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей местных администраций являются "передним краем" работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

В отличие от федеральных органов, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.

Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не означает слабость или ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите потребителей созданы "черные списки" магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах, и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими нужно избегать. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления. Поэтому он может быть существенно дополнен.

К сожалению, в последние годы возникла тенденция к ликвидации местных органов. Поводом, как правило, служит отсутствие средств на содержание этих органов, а реальной причиной их "неудобство" для местной власти. Полагаем, что эта тенденция носит временный характер и через несколько лет местные органы будут существовать во всех, даже самых маленьких населенных пунктах.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz