Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 40. Полномочия федерального антимонопольного органа

1. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. *40.1)

Этот орган (его территориальные органы) направляет:

в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге) (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);

материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;

в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.

2. Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

3. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

4. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей (абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ). *40.4)

Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

5. Федеральный антимонопольный орган вправе утверждать положение о порядке рассмотрения федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

КОММЕНТАРИЙ

Федеральный антимонопольный орган в Российской Федерации был создан в 1991г. после принятия Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1992г. после принятия Закона "О защите прав потребителей" в компетенцию антимонопольного органа были включены вопросы защиты прав потребителей.

Поскольку антимонопольный орган - это не суд, он не может заставить нарушившую Ваши права организацию выплатить Вам неустойку или возместить убытки. Если Ваши требования заключаются в том, чтобы продавец или исполнитель выполнили какое-либо действие (например, заменили вам неисправный холодильник) или наоборот не совершали бы какое-то действие, то проще и быстрее защитить свои интересы обратившись в антимонопольный орган.

В настоящее время функции федерального антимонопольного органа возложены на Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (МАП). Деятельность МАП регулируется Положением "О Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.99г. № 793. Работники федерального антимонопольного органа являются государственными служащими, имеют соответствующие права и обязанности.

Основными задачами МАП является:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;
4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

Соединение в одном органе функций поддержки предпринимательства и защиты прав потребителей выглядит не совсем логично, т.к. антимонопольному органу приходится удерживать нейтралитет и не допускать регулирования одной сферы за счет другой. Однако, как показывает практика, с данной задачей МАП успешно справляется.

МАП РФ образует в субъектах федерации свои территориальные управления. Их полномочия не могут превышать полномочий федерального антимонопольного органа. Они определены в Положении о территориальном управлении. Согласно Положению, территориальное управление МАП РФ осуществляет проведение единой государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей, пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы. Оно действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. В Положении подробно прописаны методы и формы осуществления территориальным управлением своих функций.

Сотрудники, уполномоченные территориальным управлением, в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в организации, их объединения, знакомиться с необходимыми документами на основании письменного запроса.

Ст.40 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет полномочия МАП и его территориальных органов, в области защиты прав потребителей. Существует две группы полномочий:

- полномочия по пресечению нарушений прав потребителей;
- полномочия по обеспечению единообразного применения потребительского законодательства на территории РФ;

Пресекать нарушения прав потребителей МАП России может самостоятельно, путем направления хозяйствующему субъекту предписания о прекращении нарушения законодательства, либо путем обращения в органы специальной компетенции (лицензирующие органы, прокуратуру, суд). Процедура выдачи предписаний регламентируется Приказом от 4 апреля 1996 г. № 42 утверждено Положение "О порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей".

Согласно Положению, дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту нахождения продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению антимонопольным комитетом. МАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.

Для рассмотрения дела образуется специальная комиссия из должностных лиц и специалистов МАП России или его территориального управления. Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии. Основанием для возбуждения дела могут быть заявления (иные материалы) общественных объединений потребителей, их ассоциаций (союзов), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, потребителей, депутатов, представление прокурора, а также акты проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) МАП РФ (его территориальными управлениями).

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела. О времени и месте рассмотрения дела извещают продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, других лиц, привлекаемых к участию в деле (заинтересованных лиц).

Дела рассматриваются в присутствии представителей продавца (изготовителя, исполнителя) и с участием заинтересованных лиц, в отсутствие представителей продавца (изготовителя, исполнителя) дело рассматривается, если имеются данные, подтверждающие своевременное извещение продавца (изготовителя, исполнителя) о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении, отдельная квитанция) и если от него не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле могут быть привлечены физические лица (граждане российские, иностранные, лица без гражданства) и юридические лица, на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение комиссии.

В рассмотрении дела может принимать участие в качестве заинтересованного лица заявитель, а также потребитель, чьи права были нарушены. Комиссия не вправе рассматривать дело без участия заявителя и потребителя, если они настаивают на своем участии в рассмотрении дела. Неявка заинтересованных лиц не является препятствием к рассмотрению дела.

Комиссия на заседании выясняет следующие вопросы:

- относится ли к ее компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли факты, свидетельствующие о нарушениях прав потребителей;
- были ли приняты все возможные меры для устранения нарушений прав потребителя продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

Рассмотрение дела завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные комиссией, и выводы, к которым она пришла. Решение может быть вынесено: о выдаче предписания; о прекращении дела в связи с отсутствием события и состава нарушения, устранением нарушения до выдачи предписания, невозможностью применения мер воздействия в связи с ликвидацией организации (смертью индивидуального предпринимателя), допустившей нарушение, а также в случае, если меры воздействия выходят за рамки компетенции МАП РФ (его территориального управления).

Решение комиссии выносится немедленно по окончании разбирательства дела. По особо сложным делам составление мотивированного решения может быть отложено на срок не более 3 дней, но резолютивную часть решения комиссия объявляет на том же заседании, на котором закончилось разбирательство дела.

Предписание подлежит добровольному исполнению продавцом (изготовителем, исполнителем) в срок, указанный в предписании. Примерно такой же порядок предусмотрен для рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний МАП РФ (территориальных управлений).

Кроме выдачи предписаний МАП РФ вправе:

- направлять материалы о нарушителях прав потребителей в лицензирующие органы, с целью решения вопроса о приостановлении лицензии, либо ее досрочном отзыве;
- передавать материалы в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы, для решения вопроса о привлечении к административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о защите прав потребителей. Совместным письмом Анимонопольного министерства и Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 1995 года территориальным управлениям вменено в обязанность в недельный срок направлять в органы прокуратуры для правовой оценки и принятия процессуального решения материалы о нарушении требований безопасности товаров (работ, услуг), ряда других правонарушений. Прокурор, следователь уведомляет территориальное управление МАП РФ о принятом решении в 10-дневный срок. В этот же срок территориальное управление рассматривает полученный из прокуратуры материал и информирует ее о принятом решении;
- обращаться в суд в интересах неопределенного круга потребителей с исками о пресечении нарушений прав потребителей, о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца), а также о взыскании в принудительном порядке штрафов за уклонение от исполнения выданных предписаний; - Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.

Одно из важных полномочий МАП РФ - предоставленное законом право давать официальные разъяснения по вопросам применения законов или иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Следует отметить, что таким правом обладает только сам федеральный орган и не обладают территориальные управления МАП РФ. Ежедневно МАП РФ направляет десятки писем, в которых содержится позиция министерства по вопросам применения потребительского законодательства. Однако, эти письма нельзя рассматривать как официальное толкование закона. Официальными разъяснения МАП РФ становятся только в том случае, если они прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В настоящее время официальное толкование Закона "О защите прав потребителей" содержится в Приказе МАП РФ от 20.05.98г. № 160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона "О защите прав потребителей". Этот приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 28.12.98г. за № 1669 и с момента регистрации приобрел силу ведомственного нормативного акта, обязательного к применению всеми органами и юридическими лицами, а также судебными органами.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz