Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 23. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя

1. За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. *23.1)

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со ст.23 Закона за каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1 % от цены товара.

Из какой цены товара исчисляется неустойка?

Если требование потребителя, за просрочку удовлетворения которого предусмотрена неустойка, удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования, существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Например, 1 февраля потребителем было заявлено требование о замене товара. В соответствии со ст.21 Закона это требование должно быть удовлетворено в течение 20 дней, то есть не позднее 21 февраля. Требование потребителя было удовлетворено 1 марта, следовательно, просрочка замены товара составила 7 дней (с 22.02.96г. по 1.03.96г.). Потребителю должна быть уплачена неустойка в размере 8 % от цены товара по состоянию на 1 марта, существовавшей в том месте, где требование потребителя должно было быть удовлетворено. В данном случае, под местом удовлетворения требования подразумевается тот населенный пункт, где потребитель должен был получить представленный для замены товар.

Если требование потребителя добровольно удовлетворено не было, то неустойка исчисляется исходя из существующей в той местности, где требование должно было быть удовлетворено, цены товара на момент вынесения решения суда.

В соответствии с п.5 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишен возможности обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании неустойки. Это требование может быть заявлено как самостоятельно, так и вместе с другими требованиями (о возмещении убытков, замене товара и т.д.). Неустойка за просрочку исполнения требований потребителя взыскивается за весь период просрочки, т.е. до дня реального удовлетворения требований потребителя. Довольно часто в практике случаются ситуации, что продавец, на которого судебным решением возложена обязанность заменить некачественный товар, в течение длительного времени уклоняется от исполнения этого решения. В это случае потребитель после того, как получит новый товар, вправе вновь обратиться в суд с иском о взыскании с ответчика неустойки за тот период, который не был учтен в судебном решении. Так, Тимирязевский суд Москвы рассмотрел дело по иску К. к заводу ГАЗ о замене автомобиля. Реально решение было исполнено более чем через 300 дней после его вынесения. После получения нового автомобиля К. обратился в суд с новым иском, в котором требовал взыскать с завода неустойку за те 300 дней, которые не вошли в расчеты при первом рассмотрении дела. Суд удовлетворил исковые требования и взыскал неустойку.

При рассмотрении исковых требований о взыскании неустойки, предусмотренной Законом РФ "О защите прав потребителей" суд на основании ст.333 ГК РФ вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Понятие "явно несоразмерна" законодательством не определено. Поэтому у суда имеются широкие полномочия для уменьшения размера неустойки. Потребитель в обоснование соответствия размера неустойки последствиям нарушения обязательств перед ним может привести следующий довод.

Закон, устанавливая ответственность за просрочку удовлетворения требований потребителя в виде неустойки в размере 1 % цены товара за каждый день просрочки, дает основание считать, что неустойка в размере 1 % цены товара соразмерна 1 дню просрочки выполнения требования, предусмотренного ст.18 Закона. Следовательно, неустойка в размере 10 % цены товара соразмерна такому последствию нарушения обязательства перед потребителем, как 10-дневная просрочка замены товара (ремонта, уменьшения покупной цены и т.д.) Неустойка в размере 500 % цены товара соразмерна 500 - дневной просрочке.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz