Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). (Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ)

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя (пункт дополнительно включен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

КОММЕНТАРИЙ

Одним из основных критериев потребительского выбора является информация. Лишь на основе достоверной и полной информации человек может выбрать товар (работу, услугу) обладающие необходимыми ему качествами.

Право потребителя на информацию было законодательно закреплено еще в Законе СССР "О защите прав потребителей". С ростом возможностей для потребительского выбора выросло и значение информации получаемой потребителем.

Расширились возможности для недобросовестных продавцов извлекать дополнительные прибыли, нарушая право потребителя на информацию. Поэтому в нынешней редакции российского Закона это право конкретизировано и расширено. Прежде всего, Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст.8 Закона потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), а также о порядке приобретения товаров (работ, услуг). Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает, и когда он (потребитель) может получить предлагаемое.

Под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:

1. Сведения об изготовителе (исполнителе, продавце)
Из-за нестабильности экономики, которая приводит к быстрому появлению и исчезновению компаний, предлагающих потребителям те или иные товары (услуги), вопрос о надежности партнера становится одним из важных критериев потребительского выбора. В соответствии с требованиями закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:

- фирменное наименование организации, т.е. ее название позволяющее отличить ее от других организаций. В соответствии со ст.54 ГК РФ наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия.

- место нахождения организации. В соответствии с действующим законодательством, все предприятия, действующие на территории РФ должны пройти государственную регистрацию. Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т.е. адресу, указанному в регистрационных документах. Некоторое время назад многие фирмы при регистрации указывали домашний адрес одного из учредителей (а иногда и просто постороннего человека) в качестве юридического адреса фирмы, что значительно затрудняло поиск организации. Поэтому с 1 июля 1995 года регистрация предприятий по домашнему адресу запрещена. Однако, гражданин-предприниматель вправе регистрироваться по месту своего жительства. Гражданин-предприниматель обязан предоставить потребителю сведения о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

- режим работы организации. Закон закрепляет право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно устанавливать режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предприятия). Одновременно закон возлагает на предприятие обязанность соблюдать им же установленный режим работы. Например, на вывеске указано, что магазин работает с 9.00 до 19.00, ежедневно без выходных. Если указанный режим работы магазин не соблюдает, государственные органы, на которые возложены обязанности контроля за соблюдением правил торговли, вправе привлечь предприятие к ответственности за нарушение законодательства. Потребитель, которому причинены убытки несоблюдением режима работы продавца вправе потребовать возмещения причиненных убытков. Например, основываясь на рекламном объявлении, в котором указан режим работы, потребитель приезжает из другого города и обнаруживает, что предприятие не работает. Если убытки настолько велики, что потребитель готов потратить время для их возмещения, необходимо позаботиться о доказательствах. Это могут быть показания свидетелей, акт, составленный представителями государственных органов, общественных организаций, либо представителем органов внутренних дел.

Информация о продавце (исполнителе) должна содержаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке, или доведена до потребителя иными способами.

Несмотря на возложенные на продавца (изготовителя, исполнителя) обязательства в практике бывают ситуации, когда неизвестен производитель товара, либо отсутствует информация о месте нахождения продавца (исполнителя) и возникает необходимость их отыскать.

Определить изготовителя того или иного товара довольно сложно, поскольку производство товаров перестало быть монополией крупных предприятий. Это долгая и кропотливая работа. Необходимо проследить по документам путь товара к потребителю (как товар попал в магазин, у кого его приобрела фирма, поставившая товары в магазин и т.п.). Иногда может потребоваться помощь экспертов, которые, во-первых, могут задать направление поиска изготовителя товара, определив, кто изготовил комплектующие к товару, во-вторых, путем сравнительного исследования могут определить действительно ли товар произведен на том предприятии, на которое указывают найденные документы.

Чтобы определить местонахождение продавца (исполнителя) необходимо обратиться в регистрационные органы. В соответствии с действующим законодательством, на печати предприятия, должна быть информация о месте регистрации. Предположим на печати предприятия указано: "Северо-Западный административный округ г. Москвы, ТОО "Вера". Чтобы отыскать местонахождения этого предприятия, необходимо сделать запрос в регистрационную палату Северо-Западного административного округа. Поскольку информация о юридическом адресе предприятия не может составлять коммерческую тайну, регистрационные органы обязаны ответить даже на запрос частного лица. Однако, чтобы получить ответ быстрее и бесплатно, будет лучше, если запрос о местонахождении предприятия сделает суд.

- сведения о лицензии. Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию. Введение этого пункта в закон является следствием широкого распространения системы лицензирования отдельных видов деятельности за время, прошедшее с момента принятия первой редакции закона. Так, на сегодняшний день в соответствии с Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному государственному лицензированию подлежат банковская деятельность, страхование, международный туризм и т.п. Можно спорить о том, насколько эффективна система государственного лицензирования с точки зрения защиты прав потребителей, как правило, наличие лицензии само по себе не говорит о том, что данная компания надежна и у ее клиентов не будет проблем. Даже в банковской сфере, где лицензирование достаточно жесткое и наличие лицензии в известной мере гарантирует надежность данного финансового института, известно достаточное число банков, которые прекращали выплаты своим вкладчикам, но при этом почему-то сохраняли банковскую лицензию. Тем более не гарантирует от обмана наличие лицензии у туристической фирмы, в то время как фирма еще не получившая лицензию может работать особенно качественно, опасаясь, что при появлении первого же неудовлетворенного клиента вскроется то, что фирма вообще-то пока не имеет права работать. Иными словами, наличие или отсутствие лицензии не говорит ничего об отношении фирмы к своим клиентам. Однако информация о наличии у фирмы лицензии важна для потребителя по другим соображениям. Если лицензии нет, то появляется риск, что государство в любой момент может приостановить деятельность данной организации, что может помешать выполнению организацией своих обязательств перед потребителями. Так что в рамках ныне существующей системы лицензирования введение подобного пункта в закон является логичным и необходимым.

2. Сведения о товаре (работе, услуге)
Как в прежних, так и в новой редакции закона большое внимание уделено тому, какую информацию о товарах (работах. услугах) изготовитель (продавец. исполнитель) обязаны предоставить потребителю, чтобы обеспечить ему возможность правильного и сознательного выбора. Перечень необходимой информации преследует несколько целей.

Во-первых, он включает информацию, которая подтверждает, что соблюдается базовое право потребителя - право на безопасность (обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), информация о сертификации, сведения о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, противопоказания при применении, сведения о действия потребителя по истечении срока годности товара). Кстати, что касается обязательной сертификации, то в новой редакции закона определяется не только сам факт необходимости предоставления информации о сертификации, но и конкретная форма, в которой такая информация должна быть предоставлена: маркировка знаком соответствия или иным способом, установленным действующим законодательством, данные о номере сертификата, сроке его действия и органе его выдавшем. Подход здесь аналогичен подходу к информации о лицензировании.

Во-вторых, это своего рода защита от заведомо неправильного использования, то есть информация должна помочь потребителю-непрофессионалу понять, для чего данный товар предназначен, что с ним делать и чего делать ни в коем случае нельзя - сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила эффективного и безопасного их использования и т.п., а также требование ст.36 информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество услуги (работы), например о правилах хранения товара.

В-третьих, весь перечень обязательной для предоставления информации в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который путем сокрытия данной информации мог бы вести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом. Так, при продаже билетов на концерт, на котором исполнители будут работать под фонограмму, потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Представляется, что введение подобной нормы в закон неоправданно, т.к. во-первых, это лишь одна из тысяч услуг, оказываемых потребителям и ее выделение и закрепление в законе не вызвано объективными обстоятельствами, а во-вторых, отсутствует механизм реализации этой нормы. На самом деле очень сложно представить доказательства того, что на концерте использовалась фонограмма. Для этого требуется дорогостоящее оборудование. Иногда фонограмму можно обнаружить случайно. Так, после гастролей известной столичной группы в местной газете появилось интервью с солистом, который рассказывал, что при выступлении использовалась фонограмма. Эта публикация послужила основанием для иска.

Поскольку товар (работа, услуга) - это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя) кроме информации о товаре, предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).

Однако значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и то, каким образом она доводится до сведения потребителей. В первой редакции Закона говорилось о том, что информация должна доводиться до сведения потребителя в "наглядной и доступной форме". Сложившаяся на тот период судебная практика сводилась к тому, что предоставление информации только на иностранном языке есть нарушение права потребителя на информацию, так как потребитель может не знать иностранный язык и следовательно, эта информация становится для него недоступной. Однако при отсутствии в законе прямого требования о предоставлении информации на русском языке фирма могла спорить о том, насколько недоступным для потребителя является, например, сведения о составе продукта, приведенные на английском или другом иностранном языке. С введением в действие редакции закона 1996г.

противоправными стали как попытки продажи иностранных товаров, информационно не адаптированных к российскому рынку, так и производство отечественных товаров по каким-то соображениям снабженных только надписями на иностранных языках. В законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. В некоторых национальных республиках, входящих в состав Российской Федерации, были предприняты попытки законодательно обязать продавцов предоставлять информацию не только на русском, но и на национальном языке. На наш взгляд, это неправомерно, поскольку возлагает на продавца обязательства, требующие дополнительных затрат.

Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

Ст.12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:

- недостоверная информация, т.е. информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32, которые она должна исполнять исходя из предоставленной потребителю информации);
- недостаточно полная информация, т.е. информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара, либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

Прежняя редакция Закона устанавливала различные последствия предоставления недостоверной информации и предоставления недостаточно полной информации.

Если согласно прежней редакции право потребителя требовать расторжения договора и возмещения убытков возникало лишь при наличии определенных Законом неблагоприятных последствий, вызванных предоставлением ненадлежащей информации (например, приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами), то согласно новой редакции ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) с наступлением таких последствий не связана. Потребитель вправе расторгнуть договор, а также потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в любом случае, если ему предоставлена ненадлежащая информация о товаре (работе, услуге).

Если нарушено право на информацию, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков независимо от того, привело это к неблагоприятным для потребителя последствиям или нет.

Если отсутствие информации повлекло невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.

Рассматривая споры о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Например, потребитель приобрел радиотелефон. Через некоторое время телефон перестал работать. Как показала экспертиза, проведенная магазином, телефон используется в помещении с повышенной влажностью. Потребитель объяснил, что купил телефон специально, чтобы использовать в ванной комнате. Поскольку в инструкции по эксплуатации радиотелефона отсутствовали ограничения по месту использования телефона, продавец, не предоставивший информацию, будет нести расходы по ремонту телефона.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz