Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации. *5.2)

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)) (пункт дополнен с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации. *5.4)

5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем (пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ).

КОММЕНТАРИЙ

Право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу потребителю товара, отвечающего определенным требованиям и пригодного к эксплуатации, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем.

Как известно, товар или работа не могут использоваться вечно, рано или поздно его приходится с ними расставаться. Чтобы определить, какой же срок использования товара считается нормальным, закон содержит понятие "срок службы", определяя его как период времени в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу) по назначению и несет ответственность перед потребителем за существенные недостатки, возникшие по его вине. Этот срок может определяться как временным периодом (днями, месяцами, годами), так и другими единицами измерения (километрами, метрами и т.д.). Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки, поэтому могут встречаться товары одного вида с разными сроками годности, произведенные разными изготовителями.

Как следует из формулировки закона установление срока службы это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась резким ростом пожаров, вызванных возгораниями телевизоров, магнитофонов и других сложно-технических товаров. Ответственность за причиненный во время пожара ущерб должны были нести изготовители. Практически все сгоревшие товары находились в эксплуатации более десяти лет и просто выработали свой ресурс. Если бы на эти товары был установлен срок службы, то ответственность изготовителей была бы ограничена этим сроком. Сегодня установление срока уже не редкость.

Если же изготовитель по каким-то причинам, не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с требованиями закона, он будет нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Исходя из интересов безопасности граждан, закон устанавливает правило в соответствии с которым, если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя.

Перечень таких товаров установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 16 июня 1997г. (в ред. от 5.10.99г.) "Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, деталей, узлов, агрегатов) которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".

Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы закона о сроке службы, закон вводит понятие "срок годности", т.е. период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Установление сроков годности на некоторые товары также обязательно для изготовителя. Вышеназванное Постановление Правительства утвердило перечень товаров, которые не могут быть использованы по истечении срока годности.

Любой новый товар проходит определенный период "притирки" во время которого, могут выявиться его особенности или недостатки и т.д. Для того, чтобы период привыкания к товару прошел менее болезненно для потребителя, закон предусматривает право изготовителя (исполнителя) кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями.

Минимальный объем этих обязательств содержится в ст.18 комментируемого Закона.

Казалось бы, зачем изготовителю принимать на себя дополнительные обязательства. Не проще ли вовсе не устанавливать никакого срока или установить какой-либо минимальный срок, например 3 - 5 дней? Действительно, установление гарантийного срока и определение его продолжительности является безусловным правом изготовителя и, исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не может навязываться законодательно. Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.

Многие еще помнят пустые прилавки наших магазинов, когда единственным желанием потребителей было желание "достать" тот или иной товар. Ни о каком выборе не могло быть и речи. Сегодня магазины забиты товарами различных фирм, и потребители столкнулись с проблемой выбора. Теперь перед изготовителями и продавцами встала сложнейшая задача - заинтересовать потребителя в приобретении именно его товара, выйти победителем в жесткой конкурентной борьбе. Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару является гарантия. Развалившаяся с распадом СССР система гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров, сделала гарантию одним из важнейших критериев потребительского выбора.

Поняв это, многие компании пытаются привлечь потребителей длительным сроком гарантии, либо повышенными, по сравнению с действующим законодательством и другими фирмами, обязательствами перед потребителями в пределах этого срока.

Сейчас в России продается огромное количество товаров зарубежного производства. Практика показывает, что зарубежные фирмы предпочитают устанавливать гарантию лишь на те товары, которые реализуются в России, через дилеров фирмы, однако и здесь действует конкуренция. Так, фирма "Филипс" устанавливает всемирную гарантию на свои товары, т.е. обязательства перед потребителем, который приобрел товар этой фирмы, например в Германии будут исполнены одинаково и в России и в Югославии.

Рынок диктует свои условия и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления собственной гарантии. В отличии от прежней редакции Закона теперь продавцы, устанавливая гарантию не связаны минимальным сроком гарантии. Единственным ограничением является срок, установленный изготовителем. В случае, если изготовитель вообще не установил срок гарантии, продавец вправе установить самостоятельно срок любой продолжительности (один день, три года и т.п.). Если же гарантия изготовителем была установлена, то продавец может установить собственный гарантийный срок большей продолжительности. Следует отметить, что взаимоотношения продавца и потребителя в период действия гарантии изготовителя регулируются ст.18 Закона "О защите прав потребителей". За пределами этого срока (в период действия гарантии продавца) взаимоотношения сторон устанавливаются гарантийным договором. За заключение такого договора продавец вправе установить дополнительную плату.

Рассмотрим пример:

В магазине были приобретены два мебельных гарнитура. На один из них была установлена гарантия производителя - 12 месяцев. На другой гарантийный срок установлен не был. Продавец, при продаже мебели установил свою гарантию - 18 месяцев (на оба гарнитура), однако, оговорил, что гарантия дает право требовать только безвозмездного устранения недостатков, а при невозможности их устранить замены некачественного элемента гарнитура. Через 8 месяцев в проданных наборах мебели были обнаружены существенные недостатки. В обоих случаях было предъявлено требование о замене мебели. Учитывая, что в первом случае еще действует гарантия изготовителя, требование потребителя подлежит удовлетворению. Во втором случае, это требование будет удовлетворено, только если устранить возникший дефект невозможно.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz