Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

КОММЕНТАРИЙ

Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушения. Нужно чтобы человек знал, как воспользоваться своими правами. А для этого необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

В преамбуле Закона "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя на просвещение. Однако в отличие от первоначальной редакции закона, в которой это право так и осталось простой декларацией, с 1996г. в Законе появилась специальная статья, конкретизирующая право на образование и устанавливающая гарантии реализации этого права.

Для реализации права потребителей на просвещение требуется целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого закона на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания. умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Очевидно, что формулировка этой статьи предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

Развитие системы потребительского образования - процесс долгий и сложный, он предполагает постепенное движение от предоставления потребителю информации до создания комплексной системы потребительского образования, охватывающей все ступени от дошкольного обучения до высшей школы. Первая ступень - дошкольное образование (для детей 5 - 6 лет); вторая -школьное (от 7 до 17 лет, с выделением отдельных программ для учащихся младших, средних и старших классов, с учетом их воз-растной специфики и изучаемых предметов); третья - образование для молодежи, которое нацелено на старшеклассников и молодых лю-дей в возрасте до 25 лет, однако отличается от школьного по спо-собам его проведения - через постоянные потребительские рубрики в печатных изданиях, программы на телевидении и радио, возможно, внешкольные специальные занятия и т. п. Далее следуют четвертая ступень - "непрерывное" образование для взрослых" и пятая -"специальное" образование для специалистов в области защиты прав потребителей, активистов потребительского движе-ния, преподавателей спецкурсов по потребительской тематике в высших и средних учебных заведениях, государственных слу-жащих, ответственных за проведение потребительской политики и т.п.

На сегодняшний день можно говорить о том, что система информирования и просвещения потребителей через средства массовой информации сложилась и успешно развивается. Практически все наиболее читаемые средства массовой информации имеют постоянно действующие потребительские рубрики (например, приложение к газете "Известия" - "Известия-Экспертиза", рубрика в газете "Аргументы и Факты", приложение к газете "Комсомольская правда"). С 1992 года в России издается специальный потребительский журнал "СПРОС", который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, судебную практику применения потребительского законодательства, антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. На телевидении существуют специальные потребительские программы (например, "ВПРОК"). Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. На повестке дня все острее стоит вопрос о формировании систем вузовского и школьного потребительского образования а также подготовки кадров для этой системы.

В настоящее время в России работа по созданию системы потребительского образования и просвещения идет по трем направлениям: в школах и вузах, в потребительских организациях, на уровне местных администраций и федеральных органов. Организации потребителей и антимонопольные органы начинают создавать образовательные центры, разрабатывать специальные программы ориентированные как на работников торговли и сферы услуг, так и на рядовых потребителей.

Международной Конфедерацией обществ потребителей была разработана программа специального предмета "Основы потребительских знаний" для учащихся средней школы, который заинтересовал учителей в различных регионах России. В августе 1997 г. вышел учебник "Основы потребительских знаний", который рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для школьников и выпущены Методические рекомендации для учителей по этому курсу. В помощь учителю подготовлена компьютерная игра по темам учебника.

В марте 1997 г. была создана Межрегиональная общественная организация содействия потребительскому образованию (МООСПО), объединившая учителей, преподающих курс "Основы потребительских знаний". Основной задачей МООСПО является подготовка учителей для преподавания курса в школах и учреждениях начального профессионального образования. С этой целью в 1998-99г. 20 учителей из различных регионов России прошли переподготовку на базе Московского областного института повышения квалификации учителей по программе курса "Основы потребительских знаний и в настоящее время участвуют в подготовке специалистов в своих регионах. В помощь учителям издается журнал "Потребительское образование и культура".

Для повышения заинтересованности учащихся в изучении курса, с 1998 года Министерство образования Российской Федерации, Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации, КонфОП и МООСПО проводят Всероссийский конкурс по основам потребительских знаний среди школьников. В 1997-1998 учебном году в конкурсе приняли участие около 200 школьников из 19 регионов России. В 1999-2000 году в конкурсе участвовали 16200 учеников более чем из 50 субъектов Федерации.

К сожалению, до настоящего времени не завершена работа над государственными образовательными стандартами по курсу "Основы потребительских знаний", однако, эта работа ведется, и мы надеемся, будет завершена в ближайшее время. Осознав важность обучения школьников, в ряде субъектов федерации преподавание курса "Основы потребительских знаний" включено в региональный образовательный компонент (Чувашия, Пензенская обл.,).

Таким образом, развитие системы просвещения потребителей в России имеет будущее, и закрепление в Законе "О защите прав потребителей" специальной нормы, способствует ускорению этого процесса.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz