Российский фонд защиты прав потребителей / Московский фонд защиты прав потребителей


СТАТЬЯ 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

  • потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);
  • изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);
  • исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);
  • продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);
  • стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);
  • недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);
  • существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 1999 года Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ);
  • безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

КОММЕНТАРИЙ

Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом "О защите прав потребителей". Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т.д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе России недавно появилась специальная статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе "Об административных правонарушениях".

Основное регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, и в частности Гражданского Кодекса Российской Федерации. Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей. Первая часть действует с 8 декабря 1994г. и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров. Вторая часть ГК РФ вступила в силу с 1 марта 1996 года и содержит нормы определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей" в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего это Закон РФ "О страховании", Закон "О сертификации", Закон РФ "Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" Закон РФ "О естественных монополиях", Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности" и ряд других нормативных актов.

Там где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. В настоящее время все противоречия между ГК РФ и Законом "О защите прав потребителей" устранены. Если же будут приниматься новые законодательные акта, то соотношение между ними должно определяться с учетом общих принципов теории права. По общему правилу более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ "О защите прав потребителей" и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Для того, чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти. Для реализации этого положения Закона 28 мая 1992 г. Правительство РФ приняло специальное Постановление № 359 "Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей". Этот документ устанавливает, что ведомственные нормативные акты, действующие в потребительской сфере, должны быть отменены принявшими их органами до 1 августа 1992 г.

Следующая статья
Содержание



Hosted by uCoz